Успенский пост. О вреде и пользе существующих традиций.

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием так называемых “трёх Спасов”.

 У всех, даже нецерковных людей, на слуху названия: «Медовый Спас», «Маковый Спас», «Спас на воде» (14 августа), «Яблочный Спас» (19 августа), есть ещё «Ореховый» или «Хлебный» (29 августа). Все знают, что эти дни на Руси по древней традиции, были специально приурочены, для освящения мёда, мака, колодцев, яблок, орехов поэтому толпы людей приходят в храмы «святить» их. Помимо освящения мёда 14 августа, совершается малое освящение воды, мака, лекарственных трав — всего, чем плодоносен август. Освящали новые колодцы, чистили старые, совершался крестный ход на естественные водоёмы, родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы быть здоровее.

Многие православные верят в особую целебность освященных плодов и следуют народным традициям.

Но! В церковном календаре не существует такого праздника, как «Медовый Спас», «Яблочный Спас», «Ореховый».

Друзья!  Сами словосочетания: «Медовый Спас», «Яблочный Спас» – кощунственны. Спас – это ведь не название дня недели, это Христос, Он не может быть медовым, яблочным или ореховым. Он может быть «сладчайшим», как Его зовёт церковная поэзия (в акафисте Иисусу Сладчайшему), но не фруктовым. Присваивая народные названия дню происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа) и Преображения Господня (19 августа) мы просто убираем Христа из этого праздника. А что остаётся? Медок и яблоко…

Главное слово здесь — не «медовый», а «Спас». От чего Он спасает нас? В первую очередь, от нас самих. А у нас ассоциации: медовый – это мёд, яблочный – это яблоки, а слово «Спас» становится просто фоном.

14 августа в этот день во всех церквях совершают празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами, с этого праздника начинается Успенский пост (с 14 по 28 августа).

Главный праздник этого дня – Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня, который был установлен еще в IX веке в Константинополе, «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе». В этот день износили Честное Древо Креста из царской сокровищницы, освящали улицы города, людям давалась возможность прикоснуться к святыне, попросить Бога о милости, об исцелении, которое стало бы не просто врачеванием, но обретением ощущения духовной гармонии, через молитву, через покаяние, и «с настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения».

В этот день в храмах на утрене после великого славословия происходит вынос Креста, чтобы каждый желающий мог поклониться Святому Кресту.

Эти церковные праздники совпали с периодом окончания сбора урожая меда. В результате в народе праздник любимого народом лакомства прочно соединился с православным праздником.

Нужно понять, что мёд в этот день освящается не ради того, чтобы принять его потом, как какое-то мистическое вещество, а чтобы в молитве на освящение поблагодарить Бога за Его дар, оставить часть этого дара в церкви.

Оставлялся мёд также не случайно. Не для того, чтобы батюшка наелся меда без меры, а чтобы церковь, как община, могла поделиться этим мёдом с нуждающимися, с теми, кто не может его купить, не может приобрести, не имеет пасеки. Также и освящение плодов на Преображение — люди приносили часть начальных плодов нового урожая, оставляя их в храме для нуждающихся.

Праздник должен делать человека лучше. Когда мы становимся щедрыми, милостивыми, готовы поделиться с ближним, вот тогда и праздник в полном смысле этого слова.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Наверное, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться твари, вместо того чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

 

Дорогие братья и сестры! Мы должны с вами всегда помнить, что традиция освящать в храме на особые праздники мед и фрукты имеет второстепенное значение. Смысл освящения в эти три три праздника Успенского поста продуктов меда, яблок и орехов состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *