Святыни

САМЫЙ ПОЧИТАЕМЫЙ
ОБРАЗ В САРАНСКЕ

До начала XX века в Саранске было два особо
почитаемых образа: Спаса Нерукотворного – в Спасском соборе, и список с чудотворной иконы Владимирской Божией Матери в Иоанно-Богословском храме. Список с чудотворной иконы Владимирской Божией Матери очень старого письма (скорее всего – московского). По преданию, эта икона была
принесена в Саранск еще в XVII веке, когда город только начинал строиться, и помещена в самой первой Иоанно-Богословской церкви, еще деревянной,
на месте которой в 1693 году был возведен нынешний Иоанно-Богословский собор.
Настоящим чудом является то, что образ дошел до наших дней, пережив вместе с храмом несколько пожаров. Из поколения в поколение передавались рассказы о многих исцелениях, происходивших по молитвам перед чудотворным образом. По преданию, каждый такой случай записывался в специальную тетрадь, которая после революции была утеряна. Есть версия, что в 1886 году Владимирская икона Божией Матери была перенесена из Иоанно-Богословской церкви в только что открытый и освященный Спасский собор. Во всяком случае, среди особо чтимых святынь в соборе была такая же икона – тоже старинная и московского письма. Об одном и том же образе идет речь, или их было два – неизвестно.
После того, как в середине 40-х годов XX века Иоанно-Богословский храм был возвращен Церкви, священнослужители решили разыскать древнюю святыню, веря, что Господь не позволил предать ее уничтожению. И чудотворный образ действительно был найден.
В 1999 году икона была украшена новой цельнотканой серебряной ризой. В настоящее время святыня
установлена в храме перед солеей, слева от амвона, в киоте под стеклом.

Икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова –образец храмовой московской иконописи конца XVII или начала XVIII века. Икона была написана специально для Иоанно-Богословского собора.

Икона Божией Матери «Скоропослушница» – афонская святыня ИоанноБогословского собора. Эта икона написана в конце XIX века в иконописных мастерских русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Святой Горе Афон, о чём на лицевой стороне иконы, в самом низу, имеется соответствующая надпись. История и время передачи в Иоанно-Богословский собор неизвестны. Есть версия (и вполне вероятная) о том, что она была приобретена (или специально заказана) кем-то из представителей царской фамилии.

Икона Божией Матери «Знамение» – Написана в последней трети XIX века в одной из столичных иконописных мастерских образцовым академическим стилем. Возможно, была заказана для новопостроенного и освященного в 1886 году Саранского Спасского собора (образ с таким названием упоминается там в числе особо почитаемых). Многие десятилетия этот образ хранился и укрывался верующими, которые смогли передать его собору в 70-ых годах XX века.

Многие образы указывают на духовную преемственность Иоанно — Богословского соборного храма от Спасского собора, который был разрушен в 30-ые годы прошлого века. К примеру, образ пророка Исайи, судя по форме, однозначно являлся частью верхнего «пророческого ряда» иконостаса одного из разрушенных храмов. Довольно большая высота иконы – около 140 см – дает основание предполагать, что написана она была специально для иконостаса Саранского Спасского собора.

Ковчег с частицами мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и святителя Модеста, Патриарха Иерусалимского. Постоянно хранится (с 2015 года) в крестильной Богоявленской церкви (расположенной на первом этаже Духовно-просветительского центра, находящегося на территории прихода), где каждый вторник перед частицей мощей Великомученика и Целителя Пантелеимона совершается таинство соборования. В дни, когда Церковь совершает память этих святых, ковчежец переносится в основной храм для всеобщего поклонения.