«Экватор» между Пасхой и Пятидесятницей

Дорогие братья и сестры! Почему вдруг в воскресенье четвертой недели после Пасхи мы вспоминаем историю об исцелении Христом расслабленного?

Дело в том, что четвертая неделя — это «экватор» между Пасхой и Пятидесятницей, днем сошествия Святого Духа на апостолов. В эту неделю празднуется Преполовение Пятидесятницы, т. е. полпути отделяет нас от Пятидесятницы, или Дня Сошествия Святого Духа. И все события после своего рода «экватора» и до этого великого праздника Церковь отмечает постольку, поскольку они имели место как раз во время иудейской Пятидесятницы.

Согласно современным словарям русского языка, расслабление – общее состояние бессилия, телесного и душевного, которое может происходить от усталости, от болезни. Есть и понятие «приятная расслабленность», когда человек находится в состоянии покоя, отдыха.

Библейское понимание расслабления – несколько иное. Упоминание об этом не раз встречается в текстах Нового Завета. Под «расслабленным» всякий раз имеется ввиду человек, который парализован – у него не действуют руки, ноги, он не может стоять, сидеть, иногда – даже говорить. Сейчас хорошо известно, что подобное состояние – последствие инсульта. Лечение его – долгое, сложное, далеко не всегда успешное.

Поэтому множество рассказов евангелистов о том, как Христос поднимал таких людей с болезненного одра просто словом, и в современном обществе, где развита медицина, звучат или как фантастика, или как повествование о самым настоящих чудесах.

Судьба исцеленного Христом в этот день человека нам доподлинно неизвестна. Все, что говорит о нем евангелист Иоанн, так это то, что позднее Христос встретил его в храме и сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».

Почему же рассказ читается именно в послепасхальные дни? Ответ очевиден: когда воодушевление и радость Воскресения остаются позади, человека окружают – и расслабляют! – житейские заботы (огороды и прочее). Именно тогда Церковь приводит нам на память рассказ о том, кто однажды согрешил и поэтому почти 40 лет был болен, но исцелился по Божией воле.

Впрочем, как всякий Евангельский рассказ, повествование об исцелении расслабленного – очень глубоко, поэтому и имеет множество толкований. Их дают не только современные богословы, но и святые отцы древности.

В текстах богослужения Недели о расслабленном наши души сравниваются с расслабленным, и причина наших душевных болезней одна — грех, и исцеление только одно — Христос.

Господи, прости нас грешных и помилуй нас! 🙏

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *